Аналитический отчет по результатам проведённого анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильного бензина на территории Кемеровской области

Общие положения

 

Анализ розничного рынка автомобильного бензина проведён в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»,  утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 (далее – Порядок) и «Методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов» (далее – Методические указания).

Целью проведения анализа конкуренции  на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) на территории Кемеровской области.

В качестве исходной информации Кемеровским УФАС России использованы:

- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Кемеровской области;

- сведения, полученные от Администрации Кемеровской области;

- сведения, полученные от управления ГИБДД ГУ МВД по Кемеровской области.

 

Временной интервал исследования 

 

Временным интервалом исследования розничной реализации автомобильного бензина на территории Кемеровской области является 2012 год.

 

Продуктовые границы рынка

 

Предварительное определение товара – автомобильные бензины.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» распространяется на неэтилированные бензины (далее - бензины), поставляемые на экспорт и российский рынок и предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99) АИ-95 (ГОСТ 2084-77,  ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормуль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-98 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСт Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей проводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее - ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины делятся на две группы, что и является существенным различием:

- низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 82, 5 – 88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому);

- высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 – 88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

 

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

Исходя из специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов (наличие/отсутствие конкретных марок автомобильных бензинов, состав автопарка потребителей, сложившиеся предпочтения) продуктовые границы данных товаров будут рассмотрены по подгруппам ОЧ (низкооктановые и высокооктановые) либо по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) в пределах одного ОЧ рассматриваются как одна товарная группа.

 

Географические границы  рынка

 

Особенностью условий приобретения автомобильных бензинов при их розничной реализации является фиксированное место их продажи, т.е. автозаправочные станции (АЗС).

Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с пунктом 4.5 Порядка основывается на установлении фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

Географические границы товарных рынков локализованы с учетом экономико-географического положения, автотранспортной инфраструктуры, маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортных схем приобретения их на розничном рынке потребителями (т.е. расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС).

Географические границы исследуемого рынка розничной реализации бензина автомобильного определены как административно-территориальные границы Кемеровской области.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единоличного количества преимущественно для личного использования.

Количество автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных на территории Кемеровской области, по данным ГИБДД ГУ МВД по Кемеровской области, на 01.01.2013г. составляло 834 500 единиц (в том числе: легковые – 641 000ед., грузовые – 88500 ед., автобусы – 16300 ед., специальные автомобили - 14600).

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (далее - потенциальные продавцы).

В 2012 году на территории Кемеровской области функционировало порядка 430 АЗС, принадлежащих более чем 100 розничным продавцам, большинство из которых – это предприниматели без образования юридического лица, имеющих одну - две  автозаправочные станции, около 30 розничных продавцов нефтепродуктов являются владельцами трёх и более АЗС.

В состав крупных участников розничной реализации автомобильного бензина на территории Кемеровской области входят следующие  хозяйствующие субъекты: ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» (100 АЗС), ООО «Компания центр» (29 АЗС), ООО «Перекрёсток Ойл» (68 АЗС), ООО «Кузбасский деловой союз» (30 АЗС), ООО «Тринити» (27 АЗС), ООО «НК-Нефтепродукт» (15 АЗС), а также ООО «Татнефть-АЗС-Сибирь» (14 АЗС). Данные о составе участников розничного рынка автомобильных бензинов представлены в Таблице 1.

Структура рынка АЗС на территории Кемеровской области (соотношения количества АЗС) представлены на Диаграмме №1.

 

 

 

 

 

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих  на  рынке

 

 

Согласно пункту 6.1. Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 6.2. Порядка объем рынка за анализируемый период определяется как сумма объемов продаж (поставок) соответствующего вида нефтепродуктов хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке в пределах установленных географических границ рынка.

Расчёт объёма товарного рынка и долей его участников производился на основании данных полученных от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию на рынке нефтепродуктов через АЗС на территории Кемеровской области. Сведения об объемах реализации автомобильного бензина и долей хозяйствующих субъектов представлены в Таблице 2.

Наибольшую долю рынка реализации автомобильного бензина имеет ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс»: АИ-80 – <…>;  АИ-92 – <…>; АИ-95 – <…>; АИ-98 – <…>.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» занимает доминирующее положение на  розничном  рынке автомобильного бензина на территории Кемеровской области. Это дает данному хозяйствующему субъекту возможность оказывать влияние на общие условия функционирования данного рынка и (или) устранять с этого  рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот  рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

Определение уровня  концентрации  товарного рынка

 

В соответствии с Порядком для определения концентрации товарного рынка были произведены расчеты коэффициента рыночной концентрации (Crn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) розничного рынка бензина автомобильного:

 

АИ – 80: Cr3= <…> = 85,4%   

HHI = <…>= 3689,30

 

АИ – 92: Cr3= <…> = 82,3%

HHI = <…>= 4386,43

 

АИ – 95: Cr3= <…> = 85,4% 

HHI = <…> = 4382,30

 

АИ – 98: Cr3= <…> = 87,3%

HHI = <…> = 3704,91

 

В соответствии со значением коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана за 2012 г., который находятся в границах 70%< Cr <100% или 2000< HHI <10000, можно сделать вывод о том, что розничный рынок бензина автомобильного и розничный рынок дизельного топлива на территории Кемеровской области являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.

Определение барьеров входа на  товарный рынок

        

Основными барьерами входа на рынок розничной реализации дизельного топлива новых участников и увеличения объемов реализации уже присутствующих участников рынка являются:

1.      Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- транспортные ограничения (инфраструктура транспортировки нефтепродуктов);

- удаленность географического расположения нефтеперерабатывающих предприятий;

- сложность в приобретении нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих предприятий;

-  ограниченность доступа к системе нефтехранения.

2. Административные ограничения:

- трудности в получении земельных участков;

- условия лицензирования;

- экологические ограничения;

- стандарты, предъявляемые к качеству.

3. Наличие на рынке  вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ВИНК ОАО «Газпром нефть», ВИНК ОАО «Татнефть», ВИНК НК Роснефть) создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Оценка состояния конкуренции на рынке

 

Розничный рынок автомобильного бензина на территории Кемеровской области представлен широким кругом продавцов от крупных и средних предприятий до индивидуальных предпринимателей.

Особенностью розничного рынка автомобильных бензинов на территории Кемеровской области являются присутствие на рынке как «сильных игроков», владеющих широкой сетью АЗС, так и достаточно большого количества независимых операторов, владеющих одной - двумя автозаправочными станциями.

В 2012 году на территории Кемеровской области функционировало порядка 430 АЗС, принадлежащих более чем 100 розничным продавцам, большинство из которых – это предприниматели без образования юридического лица, имеющих одну - две  автозаправочные станции, около 30 розничных продавцов нефтепродуктов являются владельцами трёх и более АЗС.

Наибольшее количество АЗС сосредоточено в крупных населённых пунктах, а так же по крупным магистралям. Так например в г. Кемерово функционирует 77 АЗС, в г.Новокузнецке – 61, а в г. Прокопьевске – 30 АЗС.

В состав крупных участников розничной реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина) на территории Кемеровской области  входят 5 хозяйствующих субъекта: ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» (100 АЗС), ООО «Компания центр» (26 АЗС), ООО «Перекресток Ойл» (28 АЗС), ООО «Тринити-Сибойл» (9 АЗС), ООО «Бизон» (12 АЗС) и ООО «Татнефть-АЗС-Сибирь» (14 АЗС).

За отчетный период на АЗС Кемеровской области было реализовано АИ-80 – 44 067 098,43 л., АИ-92 – 733 002 627,8л., АИ-95 – 151 821 366,3л., АИ-98 – 8 119 368,16л. Лидером рынка розничной реализации автомобильных бензинов является ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» с долями реализации АИ-80 – <…>%, АИ-92 – <…>%, АИ-95 – <…>%, АИ-98 –<…>% от общего объема реализации автомобильных бензинов в регионе.

Главное преимущество компании является широкая сеть АЗС, расположенных по всей территории Кемеровской области, а также бесперебойные поставки нефтепродуктов. Кроме того, ЗАО «Газпромнефть –  Кузбасс» использует программы лояльности для клиентов («Нам по пути», «Шахтерская слава»).

Несмотря на высокую долю покрытия рынка (более четверти от общего количества АЗС в субъекте), мелкие независимые операторы малоэффективны в реализации автомобильных бензинов, что связано с более высокими требованиями потребителей данного продукта к наличию и качеству предоставляемых услуг и сервисов на АЗС, а также к имиджу компании.

По данным независимых операторов розничного рынка нефтепродуктов в 2011-2012гг. из-за небольшой разницы между оптовыми и розничными ценами на нефтепродукты, наблюдалась низкая рентабельность на рынке реализации автомобильного бензина. В 2013 г. увеличилась рентабельность продаж, положение независимых операторов рынка стабилизировалось.

Для привлечения клиентов владельцы АЗС используют рекламу в средствах массовой информации, наружную рекламу фирменную символику и логотипы (бренды), предоставляют услуги персонала по заправке автомобиля. На некоторых АЗС предлагаются те или иные виды скидок для частных лиц или организаций, за наличный или безналичный расчет.

Развитию конкуренции на рынке розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Кемеровской области может способствовать:

- строительство новых АЗС иными участниками рынка и расширение уже существующих сетей;

-  улучшение качества обслуживания в сфере розничной реализации нефтепродуктов;

- установление цен различного уровня на одни и те же  нефтепродукты;

- расширение функциональности сетей заправочных станций, дополнение продажи топлива услугами (мойка, магазин, ресторан быстрого обслуживания и т.д.).

Розничный рынок реализации автомобильного бензина на территории Кемеровской области, являются высококонцентрированным, т.е. товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Высокая концентрация рынков определяется совокупной долей трех крупнейших субъектов рынка, при этом максимальную долю на розничном рынке автомобильного бензина занимает ЗАО «Газпромнефть - Кузбасс», положение которого в соответствии с требованиями, установленными статье 5 Закона о защите конкуренции можно определить как доминирующее.

В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на розничном рынке реализации бензина автомобильного и розничном рынке дизельного топлива на территории Кемеровской области, на основании Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 №896, административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем тридцать пять процентов, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №6, считаем необходимым:

- включить ЗАО «Газпромнефть - Кузбасс» (<…>) в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов.

Отдел ТЭК